Начиная завтракать, обедать либо ужинать, мы используем различные столовые приборы: вилку, нож, ложку, еду кладем в тарелки, напитки же наливаем в стаканы, чашки, рюмки, фужеры. Нашу жизнь сопровождает множество предметов. Но замечаем мы их, лишь когда вынуждены перемывать после приема гостей гору посуды. А ведь эти «помощники» людей существовали не всегда и могли бы поведать много интересных вещей из своей родословной.
Столовый нож. Наши предки не делали различий между столовым, хозяйственным, охотничьим и боевым ножами. Нож носили за поясом и использовали для различных целей. Столовые ножи появились лишь в VI веке и обладали в то время острым концом, как у кинжала. Полагают, что закруглить концы столовых ножей, чтобы ими не могли воспользоваться во время ссор за обедом, приказал Наполеон.
Достаточно почтенный возраст и у ложки. Интересно, что ложка упоминается уже в «Повести временных лет» в качестве привычного и абсолютно необходимого во время еды предмета. Летописец описывает, как сетовали дружинники князя Владимира, что они едят не серебряными, а деревянными ложками. Мудрый князь распорядился сделать для них ложки из серебра и подчеркнул, что золотом и серебром дружины не добудешь, но с дружиной можешь добить золото и серебро. Ложки, подобно ножам, носили с собой в особых футлярах или же просто за поясом либо за голенищем сапога. Народом по этому поводу создано было много различных поговорок и присказок. Ложки в зависимости от их назначения, формы, величины, а также вида отделки назывались по-разному. В словаре Даля, к примеру, упомянуты такие ложки, как разливная ложка; межеумок – обыкновенная русская широкая ложка; босная ложка – тупоносая и продолговатая; полубоская и пр. Ложка, которой пользовались бурлаки, называлась бурлацкой. Она была более толстой и грубой, нежели обыкновенная ложка.
Вилка является наиболее молодым из всех столовых приборов. Даже в царском дворце в XVII в. использовали только ложку и нож. Отрезанные куски брали рукой либо использовали различные предметы. О вилке российская аристократия узнала лишь в XVIII в. благодаря Петру Первому. В издании «Русская старина», датированном 1824 годом, имеется следующая запись: «У его прибора (имеется в виду Петр Великий) всегда клались приправленная слоновой костью деревянная ложка, вилка и ножик с костными зелеными черенками, а дежурный денщик обязан был носить их с собой, чтобы класть их перед царем, даже когда тот обедал в гостях». По-видимому, Петр не был уверен, что ему подадут необходимый комплект столовых приборов даже в лучших домах, посещаемых им. Первые вилки, которыми обладали лишь очень состоятельные люди, имели по два зубца. Простой народ начал использовать вилки лишь в XIX в.
Издавна роль тарелок выполняли миски. Помимо мисок и горшков, в домах русских крестьян посуды почти не было. Миски делали из дерева, глины, позднее из металла. Некоторые миски были достаточно большими, из общей миски часто ела вся семья. Эти огромные «мисы», распространенные в XII столетии, летописцем Даниилом Заточником назывались солилами. В старинных руководствах по правилам этикета даже давались специальные советы, как следует культурно есть пищу из общей миски. К примеру, рекомендовали вытирать хорошо ложку, перед тем как снова зачерпнуть суп, поскольку многим не захочется есть суп, в который обмакивали вынутую изо рта ложку. Тем не менее, миска не является тарелкой, поскольку тарелка предназначается главным образом для индивидуального использования, у нее значительно меньшие размеры, а также более плоская форма. Вначале (причем достаточно длительное время) вместо тарелок использовали большие ломтики хлеба, на которые клали густую пищу, куски птицы, рыбы, мяса и прочие продукты. Затем подобные «хлебные тарелки» съедали, в богатых же домах их раздавали нищим либо выбрасывали собакам.
Тарелки в современном понимании этого слова, называемые тогда тарелами, на Руси появились не ранее XVI столетия. К примеру, Лжедмитрий Первый распорядился подать Мнишеку с сыном, которых ублажал в Москве, тарелки. Данный факт свидетельствует красноречиво о том, что в XVII веке тарелки широкого распространения не имели, а просто являлись частью быта состоятельной части населения.
Роль главного сервировочного и кухонного предмета долгое время выполнял горшок, являвшийся прямым предшественником современной кастрюли, баночки для специй, супницы, контейнера для хранения жидких либо сыпучих продуктов и пр. В горшках варили каши, а также супы, тушили овощи, рыбу и мясо, кипятили воду, запекали разные продукты, хранили масло, муку и крупы. Такая универсальность объясняет вместимость и размеры горшков – от многоведерной огромной корчаги до небольшого горшочка граммов на 200-300. Разной была и внешняя отделка горшков. Те, в которых подавали на стол пищу, были более нарядными. Печные горшки обычно не имели никакого орнамента. Чем более высоким становился в деревнях и городах уровень гончарного мастерства, тем, как правило, меньше внимания уделяли внешней отделке горшков. Горшки, которые создавались мастерами в ранние периоды развития русских городов, отличались более богатым орнаментом, нежели более поздние их собратья. Основным достоинством керамических горшков считали их прочность. Продукция, которая изготавливалась русскими мастерами, нареканий в отношении качества не вызывала. Горшками дорожили и берегли их. Треснувший горшок не выбрасывали, а оплетали тщательно березовыми лентами, используя для хранения продуктов. Но, несмотря на высокую универсальность, горшок не мог полностью удовлетворять возрастающие кулинарные запросы.
Тогда и были созданы разнообразные противни, кастрюли и сковородки. Вначале сковороды изготавливали, как и горшки, из огнеупорной глины, поскольку такой материал лучше всего подходил для печи. Форма первых сковородок напоминала кастрюлю, имеющую расширяющиеся вверху края. Называли такие сковороды латками. Латка имела сбоку полую ручку, в отверстие которой вставлялась деревянная рукоять. Постепенно сковороды стали изготавливать из чугуна. Блины выпекали при помощи специальных блинных сковородок.
Немало родственников имеют и современные рюмки и фужеры: рога, кубки, чары, чарки, чаши, братины, стопки, ковши, стаканы – это неполный еще перечень посуды, которой пользовались наши предки. Предназначалась эта посуда, главным образом, для хмельных напитков. В быту обходились обычно металлическим либо деревянным ковшом. Выделывались, в зависимости от назначения, самые разные ковшики и ковши: ополовники (разливательные ложки), скобкари (имеющие две ручки), черпаки, наливки (маленькие ковшики) и пр. Ковши предназначались также для украшения стола, многие изделия представляют собой шедевры народного творчества. Прочность и устойчивость – отличительные черты братины – одного из самых старых русских сосудов. Название братины отражает ее назначение. Из братины пили вкруговую, она являлась своеобразным символом устойчивости и прочности дружественных отношений, связывавших участников «братчинного» пира. Братина по форме своей напоминает небольшой горшок, нередко снабженный конической высокой крышкой. Мед в таком сосуде оставался долго холодным, сбитень – горячим. Братины, как и ковши, изготавливались из различных материалов: меди, дерева, серебра, даже золота. Золотые и серебряные братины, снабженные элементами затейливой резьбы и чеканки, были предметом гордости самих царей. Часто на них делали различные назидательные надписи. Для заздравного кругового питая использовали также рога и чаши. Очевидно, даже дружеские пиры той поры заканчивались не всегда мирно, поэтому «Русская правда» предупреждала об ответственности, если рогом или чашей ударит муж мужа. В ходу вместе с чашами были также и маленькие чарки, которые заменяли нынешние рюмки. Они имели разнообразную форму и служили для алкогольных крепких напитков. В историю чарка вошла не только лишь в качестве сосуда для питья, но также как сравнительная мера объема, которая соответствовала приблизительно 120 мл. Из всех предназначенных для винопития предметов наиболее торжественным и праздничным, пожалуй, был кубок. Он существовал еще в глубокой древности. Форма кубка отражает особую роль данного сосуда на торжественном пиршественном столе. Достаточно высокая, но устойчивая и широкая ножка кубка поддерживает большую широкую чашу – сосуд этот сам по себе уже создает праздничный настрой. Делали кубки из керамики, дерева, золота, серебра, в XVII столетии их начали изготавливать также из стекла. Постепенно кубок из необходимого предмета сервировки превратился в сувенир, дорогой подарок.
Интересную родословную имеет и современный графин. В Древней Руси место графина на столе занимала ендова. Современный «хранитель» напитков совершенно не похож на приземистую свою прародительницу. Ендова по форме напоминает скорее широкую миску, имеющую длинный и узкий сливной носик. Первые ендовы изготавливали из керамики и дерева, позднее – из стекла и металла. Для подачи напитков на стол использовали также керамические кувшины. Форма кувшинов дошла до нашего времени почти что в неизменном виде. В России с развитием стекольного производства получили большое распространение разливные бутыли и бутылки. Самыми частыми гостями на столе были штофы, делавшиеся из мутно-зеленого стекла, в которые разливали водку. Штоф также использовали в качестве меры емкости. Он составлял около 1,23 л и соответствовал десяти чаркам. Кроме вышеупомянутых сосудов, в ходу были различные фляги, кубышки, кумганы, напоминающие кувшины, но обладающие более высокими носиками.
Наиболее известным атрибутом русского чайного стола является самовар. Этот «водогрейный сосуд для чаю с медной трубой» победоносное свое шествие начал с Тулы. В 1778 г. тульский слесарь Лисицын открыл первую самоварную мастерскую. Имеются, правда, сведения, что первый самовар изготовлен был намного раньше – в 1740 г., причем на Урале, а не в Туле. Поэтому Тула и Урал делят почетное звание самоварной родины. По форме первые самовары тяготели к западноевропейским образцам. Делали их, к примеру, в стиле классицизма, напоминающими античную урну. Но чем больше расширялось производство самоваров, тем более утрачивала былой аристократизм их форма, в которой стали постепенно преобладать исконно русские мотивы. В 1850 г. в России производилось приблизительно 120 тыс. самоваров в 28 мастерских. Выпускались самые разные самовары: большие – вмещающие несколько ведер воды, а также маленькие – на один либо два стакана. Постепенно медные самовары уступили свое место изделиям из цинка и меди. Покупатели побогаче приобретали никелированные либо серебряные самовары. Писатель Короленко назвал образно самовар «благодетельным снарядом». В различных местах России у самоваров существовали разные названия. В Ярославской губернии его называли «самогаром», в Курской «самокипцем», а по-вятски самовар именовали «самогреем». Блестящий, пышущий жаром самовар вносил в чаепитие элемент праздничности и располагал к неторопливой застольной беседе. Крутобокие, пузатые самовары в прошлом веке господствовали на столах представителей различных сословий – от простолюдин до царедворцев. Для чаевников самовар был совершенно необходимой вещью: он позволял вскипятить воду для чая, не растапливая печь, причем делал это всего за несколько минут; вода в самоваре оставалась долго горячей; в чайнике, установленном на самовар, хорошо распаривалась заварка. Чай же, который заваривался из приготовленного в самоваре кипятка, был очень вкусным. Непременным дополнением самовара был поднос.
Подносы были обязательно лакированные, с красивой цветной росписью. Выпускаемые в России подносы были разными по размерам и формам. Круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные, подносы отлично дополняли собой сервировку чайного стола и использовались не только лишь по основному своему назначению, но также и в качестве традиционного самостоятельного украшения домов.
Meals.ru »2012-7-30 16:54